Можно ли считать феминистским взгляд Геддеса на женщин как главных пользовательниц и потребительниц города, чей опыт необходимо учитывать при проектировании? Какое место в практике феминизма в наши дни занимает городское планирование и как мы можем в рамках урбанистики воплощать принципы феминизма и считать женщин главными пользовательницами городского пространства?
Феминистская теория стала одной из самых революционных интеллектуальных теорий XX века. Она предложила кардинально иной взгляд на систему формирования научного знания, подвергнув сомнению привычные причинно-следственные связи и их влияние на анализ результатов социальных исследований. Одним словом, феминистская теория показала, что попытки научного понимания сообщества, которые позднее станут предметом социальных наук, определяются заранее принятыми установками, позволяющими вычленить нужную информацию из бесконечного количества общественных данных. Так, скажем, для марксистской теории важной информацией для понимания социального расслоения является экономическое положение населения. Первые феминистки доказали, что дискуссия о положении женщины в обществе опирается на теорию, а вовсе не на факт, о том, что женщины уступают мужчинам в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии. В ответ феминистки сформулировали другую теорию, согласно которой женщины могут не меньше, чем мужчины и, следовательно, должны обладать теми же политическими и юридическими правами, возможностью определять свою судьбу и принимать участие в экономической и политической жизни общества.
Активисты, вдохновленные этой интеллектуальной интервенцией, требовали и, после долгой борьбы (которая во многих странах мира все еще продолжается), добились равных юридических и политических прав и доступа к ресурсам, например, образованию, для женщин. И все же, хотя социальный статус женщин сильно возрос — они получили доступ к ресурсам и власти — они по-прежнему недостаточно хорошо представлены в правительствах, реже занимают руководящие позиции в коммерческой и академической среде. Это особенно сильно заметно на фоне прогрессивного феминистского дискурса. В свете вышеперечисленных достижений консервативная теория женской неполноценности была пересмотрена и обновлена: вот же, утверждают ее сторонники, женщинам были предоставлены равные исходные условия для развития, но они все равно добились меньшего, что доказывает их предположительно низкие способности.
В противовес подобным утверждениям феминистки второй волны предложили обновленную версию своей программы, согласно которой общественные структуры остались прежними, из-за чего женщинам приходится усваивать традиционные социальные роли. Так они вынуждены мириться с низким социально-политическим статусом, несмотря на доказанные высокие способности и возможности. Ярким примером в данном случае служит тот факт, что работой по дому и воспитанием детей по-прежнему занимаются практически исключительно женщины, из-за чего им часто приходится бросать хорошо оплачиваемую и престижную работу. Чтобы изменить такой порядок вещей, необходимо менять саму структуру рынка труда и культурные нормы. Борьба в этой области еще далека от завершения.
Геддес действовал в период зарождения интеллектуального и политического феминизма, и его деятельность стоит рассматривать именно в таком контексте. Он опирался на привычные представления о социальных ролях мужчин и женщин рабочего класса, и его проект соответствует этим установкам. С точки зрения современной феминистской теории подобный подход вызывает вопросы, однако для Геддеса и социальной теории того времени это была революция. Современная критическая теория отказалась от представлений о том, что женщины сидят дома и воспитывают детей, пока мужчины ходят на работу, и это вполне соответствует современной повестке, однако в таком контексте исчезает историческая составляющая, которая позволяет нам увидеть постепенные изменения в обществе и использовании пространства.
Женщины в плане Геддеса были самыми значимыми пользователями города и основными потребителями созданной им пространственной структуры. Это стало исключительным достижением: в отличие от своих коллег-первооткрывателей в области городского планирования, Геддес внятно и четко определил, что проектирует пространства для женщин. Биолог по образованию, Геддес попал в Движение за городское планирование через увлечение проблемами социальных реформ, которыми он занимался в трущобах Эдинбурга. Туда в 1886 году он переехал со своей женой и партнеркой Анной Геддес. Исследовательская методология, реконструкция и городское проектирование, реализованные в Эдинбурге, стали основой городского планирования как дисциплины. Уже там Геддес обращался к опыту женщин и детей — основных субъектов и жертв современного ему города.
Питер Холл (Peter Hall) пишет, что именно благодаря Геддесу в городском планировании появилось представление о том, что мужчины и женщины сами могут строить города и что урбанистика может быть движущей силой социальных и городских преобразований (Холл, 1988: 263). Жаклин Тирвит (Jacqueline Tyrwhitt) указывает на то, что Геддес стремился понять и предсказать возможности, которые предоставляет город обычным жителям. По словам исследовательницы, Геддес видел в «гражданском пробуждении […] ключ к обновлению малых и больших городов. […] Утопия существует в окружающем нам городском пространстве, которое […] должно быть спроектировано и выстроено планировщиками и жителями сообща». (Тирвит, 1947: 9). План Тель-Авива Геддеса основан на рабочих домах как движущей силе развития города. План, подчеркивал проектировщик, «следует претворять в жизнь посредством искреннего и активного вовлечения» жителей, что «упростит саму стройку», так как «дома будут строиться, по меньшей мере частично, самими рабочими» (1915: 124-130). Мои находки подтверждают, что в 1930-40-е годы дома и кварталы действительно строили сами рабочие.
Проектирование и утверждение плана происходило в период напряженного противостояния между рабочими и капиталистами, в то время как жилищные условия в Тель-Авиве становились все хуже. Аренда отнимала от 40 до 50 процентов среднего месячного заработка рабочего конца 1920-х годов (Лавон, 1974). Рабочие объединялись в кооперативы для получения займов на покупку земли и строительство, так что домоквартал Геддеса был идеальным решением: ограничения по высоте и размеру домов делали строительство более реальным для самих рабочих, а ограничение на площадь застройки в одну треть участка соответствовало потребностям в дополнительной земле для небольших ферм, с помощью которых семьи выживали в периоды безработицы.
Рабочая партия пришла к власти в Тель-Авиве в 1925-1927 годах, в самый решающий для плана Геддеса период, когда шло утверждение документа Британскими властями. Рабочее правительство понимало, что план сильно поможет в борьбе за доступ к жилью и городской инфраструктуре. Несмотря на короткий срок, рабочая партия оказалась у власти в решающий момент и смогла изменить модель застройки города. Долгое время Тель-Авив находился под контролем капиталистического правительства, которое искусственно завышало цены на строительство и далеко не всегда прокладывало дороги там, где это было необходимо, чтобы поддерживать высокие цены на землю (Друянов, 1936; Кац, 1994). Так, рабочие могли себе позволить только дешевые участки без инфраструктуры на окраинах распланированной Геддесом территории, далеко от центра города. Приняв план скачкообразного развития, рабочее правительство разрешило рабочим семьям самим застраивать кварталы на окраинах города до развития инфраструктуры — дорог, электричества, водопровода и канализации — что позволило сохранить низкие цены. После завершения строительства в этих удаленных районах, рабочее правительство выделило государственные средства на прокладку дорог и создание инфраструктуры, претворяя план Геддеса в формате «сначала жилье, потом улицы» (Друянов, 1936). Таким образом, именно строительство жилья в удаленных районах позволило развивать инфраструктуру и реализовать план Геддеса в относительно короткие сроки.
В 1937 году на территории плана Геддеса было уже 16 рабочих кварталов, что сделало весь район рабочим. До наших дней сохранилось несколько первоначальных зданий. Теперь земля, на которой они стоят как свидетельство существования рабочих районов с небольшими фермами, стала центром города. Скромные домишки дали жителям ветхих районов Тель-Авива доступ к собственному жилью и огороду, а сами рабочие стали домовладельцами, а значит, полноценными горожанами и участниками политической жизни города.
План Геддеса в Тель-Авиве был реализован благодаря совместным трудовым усилиям населяющего его рабочего класса: люди сами строили кварталы, расширяя инфраструктуру, вместо дорогого центра селились на городских окраинах и в итоге сформировали сеть кооперативных рабочих районов. Так Тель-Авив стал единственным городом, который был спланирован рабочими и для рабочих. Это уникальный пример самоуправления, при котором фактически бесправные рабочие, страдавшие от непрекращающейся товаризации городской земли и жилья, смогли создать полноценное жилое пространство. Именно эти рабочие кварталы, а не модернистская архитектура Баухауса, являются архитектурным наследием Тель-Авива.
Сам Геддес вежливо, но все же критиковал архитектуру, в которой основное внимание уделяется красоте структуры и фасадов. Он называл подобные здания «жилыми амбарами». Он критиковал архитектуру Тель-Авивского круга, члены которого учились модернистской архитектуре в Европе. Он утверждал, что красота фасада — места встречи здания и города — была для этих архитекторов важнее создания хороших жилых условий для жителей здания, что для Геддеса было основным смыслом существования здания. Геддес не критикует сам архитектурный язык модернизма и не отказывает архитектуре Баухауса в достоинствах. То, что пишет Геддес, очень важно: он отрицательно высказывается о сущности подобной архитектурной работы и ее целях за пределами формы и эстетического языка и утверждает, что модернисты ошибочно уделяли внимание не жилым пространствм, то есть внутренней организации кварталов и квартир, а фасадам.
Геддес подчеркивал, что для него хорошее жилье — «это тип жилища, а не красивый фасад» и настаивал на том, что рабочие могут становиться домовладельцами, если будут сами строить небольшие дома с прилегающей территорией, которая позволит им производить еду и выживать, когда нет работы (Геддес, 1925). Чтобы противостоять спекуляции землей, которая привела к строительству «жилых ангаров» по стоимости жилых помещений, в которых было попросту опасно жить, Геддес предложил свой план и «самый лучший» образец жилья, которым должна была быть застроена вся территория до реки Яркон. Так возникли полуавтономные рабочие районы из домокварталов, где формировались независимые сообщества, которые со временем определили облик города.
Этот практический феминизм является неотъемлемой частью геддесовских кварталов и в наши дни. Анат Ролизио, одна из самых активных участниц жилищных протестов 2011 года, подчеркивает важность внутреннего парка в центре квартала как пространства для общественно-политической организации: «Людям казалось, что они одни, и они укрывались (vax out) в парках. Но когда разгорелись протесты, встречи в парках стали инструментом организации людей для совместных политических действий». Материнство во многом определяет характер досуга женщин внутри домокварталов, выступает здесь не как фактор, ограничивающий спектр социально-политической активности женщин, но как инструмент для расширения возможностей. Почему же речь идет именно о родительстве? На вопрос отвечает один из лидеров протеста, Яэль Барда:
Конечно же, дело не только в родительстве, оно само по себе людей едва ли может объединить. Необходимость воспитывать детей — это не более чем жизненная ситуация, вряд ли этого достаточно, чтобы люди подружились. Но когда у тебя появляются дети, в тебе происходит важная перемена, в тебе просыпается чувство ответственности за то, где ты живешь. Мы воспитываем детей, мы воспитываем будущее — это не просто клише, это вполне конкретная установка. Если ты не позаботишься об этом, не позаботится никто. Именно здесь творится жизнь. Например, если кто-то паркуется на тротуаре, то с коляской по нему уже не пройти. Это не теория, это реальная жизнь.
Физическое пространство способствует не только политической организации. Хагит Бен-Яааков называет ежедневные встречи с соседями по кварталу возможностью выстраивать профессиональную коммуникацию: «Велика возможность, что тем, кто живет и работает рядом со мной, будут интересны мои профессиональные навыки», — говорит она. «Я вожу детей в школу, хожу на пилатес и постоянно встречаю людей из смежных со мной областей, эти связи очень мне помогают. […] Это происходит каждый день без какого-либо усилия с моей стороны. Я отвожу детей в садик, иду в магазин и встречаю людей, то же самое происходит в хуммусной Акрама, в лавке зеленщика, в салоне красоты, в кафе и так далее».
Парадоксальное представление Геддеса о городском планировании как инструменте создания гражданского общества было сформулировано не в Тель-Авиве. Оно стало естественным следствием работы над теорией планирования, которая была начата в трущобах Эдинбурга, и планами 24 индийских городов, ни один из которых не был реализован. Я утверждаю, что план Тель-Авива 1925 года был единственным планом Геддеса, который оказался полностью претворен в жизнь, во многом благодаря активной деятельности рабочих города, в особенности женщин, которые осознали, насколько этот план важен для их борьбы за «создание города» в том, что касается жилья и влияния на жизнь города. В результате появился рабочий городок в месте, известном как «Старый север». Это территория, на которой в решающие годы зародилась значительная часть еврейской культуры, что сделало «Старый север» ключевым местом производства еврейской культуры и очагом городского возрождения еврейства.
Несмотря на внешнюю противоречивость, геддесовский проект города для женщин в условиях капитализма породил удивительную городскую культуру. Ее авторами стали главные потребительницы работы Геддеса — женщины-рабочие, которые создали горизонтальную структуру из самоуправляемых кварталов, внимательных к нуждам городских женщин-рабочих. Из этих кварталов сложился город с уникальной и самобытной культурой.